Чем страшен мороз?
При температурах, когда происходит замерзание воды, процесс гидратации цемента изменяется. Замерзшая вода расширяется (увеличивается в объеме), что приводит к окончательному разрушению структуры бетона. Он окончательно утрачивает свои проектные прочностные параметры даже после оттаивания.
Но если добиться задержки замерзания до того, как застывающий раствор приобретет от 30% до 50% проектной величины прочности, то дальнейшее охлаждение бетонного массива ниже 0°С уже не повлияет на его прочность и прочие физико-механические параметры. Критическая величина прочности отличается в процентном соотношении от проектной прочности для различных марок растворов. Так для марки М200 – это 50%, для M300 – 40%, а для M400 критическая прочность составит 30% от проектной величины.
Практические решения ситуации
Чтобы предоставить бетону возможность достичь значения критической прочности до его охлаждения на практике применяют такие методики:
- нагревание бетонной смеси при ее приготовлении;
- выдерживание залитого бетона в теплоизолирующей опалубке – метод термоса;
- понижение температуры замерзания бетона способом внесения в его состав химических реагентов;
- применение греющей опалубки для заливки бетона;
- электродный подогрев;
- использование источников инфракрасного излучения.
Что выбирать?
Выбор конкретного технологического приема зависит от условий монтажа, вида конструкционных элементов, специфики бетонных смесей и, естественно, от экономической рентабельности – желательно выбрать наименее затратный источник теплоты.
Зимнее изготовление бетонных смесей в стационарных условиях предполагает предварительный подогрев сыпучих ингредиентов и затворной воды (40-80°С). Щебень и песок подогревается при прохождении ним специальных регистров, обогреваемых паром или горячей водой (до 90°С). Результат таких действий - подогретая до необходимой для транспортировки температуры рабочая смесь.
Но, если вы решили купить бетон в Сергиевом Посаде, а он производится, например, в Талдоме, то за время транспортировки рабочая смесь может остыть ниже критической температуры. Во избежание этого используют специальные автомобили с подогревом транспортировочных емкостей выхлопными газами двигателя. Для разогрева бетона непосредственно у места заливки в него могут быть погружены электроды, на которые подается напряжение 380В. Через 5-10 минут прохождения тока сквозь жидкий раствор он нагревается до 70-90°С.
Грамотная заливка качественного бетона – гарантия прочности железобетонных конструкций.