О выборе и укладке тротуарной плитки
Воскресенье, 10 Март 2019

О выборе и укладке тротуарной плитки

Брусчатка, прародитель современной тротуарной плитки используется для мощения дорог уже много сотен лет. В древних городах, таких как Москва, и по сей день можно увидеть дороги, выложенные булыжником или кусками камня. Современная плитка претерпела массу изменений. В частности, она стала дешевле, благодаря чему и получила столь широкое распространение.

Разновидности

тротуарная плитка, разновидности

Для человека, незнакомого с особенностями производства этого материала, вся тротуарная плитка отличается только по внешнему виду. Однако цена в ряде случаев существенно разнится. В чем же причина? В первую очередь в технологии производства. Выделяют три основных типа плитки:

  1. Литая. Самый дешевый вариант, производимый путем заливки в специальные формы. После того как смесь помещается в контейнер, ее подвергают вибрации, которая выгоняет из изделия пузырьки воздуха и делает плитку более прочной и долговечной.
  2. Прессованная. Здесь также производится заливка в форму, но помимо вибрации сегменты прессуют, получая изделие повышенной прочности.
  3. Цельная. Наиболее дорогой вариант. Это та самая брусчатка, которую использовали в древние времена при покрытии дорог. Она не заливается и не прессуется, а выпиливается из цельного куска гранита.

У каждого типа свои особенности. Первый вариант отлично подходит для мощения садовых и пешеходных дорожек. Стоит такая плитка дешевле, но и существенных нагрузок на поверхность не терпит. Если же на тротуарную плитку планируется ставить автомобиль, или покрывается тротуар с высокой проходимостью, лучше использовать прессованный тип. Он гораздо прочнее, но и стоит дороже. И наиболее дорогой вариант – брусчатка. Повредить такое покрытие практически невозможно, а каждый сегмент имеет свой неповторимый рисунок. Конечно, стоит гранитное покрытие гораздо дороже, и купить его в магазинах бывает непросто из-за сравнительно невысокого спроса.

Плюсы и минусы

тротуарная плитка, форма, рисунок, цвет

Существует масса способов организации дорожного покрытия. Раньше, до повсеместного распространения тротуарной плитки преимущественно использовалась бетонная заливка, но сегодня, например в Москве такое покрытие уже не встретишь. Оно имело множество недостатков, и в первую очередь было недолговечным.

В качестве альтернативы можно использовать асфальт, но это очень дорого, а если мы говорим о садовом участке, то и вовсе возникает куча проблем, начиная от использования тяжелой строительной техники и заканчивая воздействием на почву тяжелых битумов.

У тротуарной плитки тоже есть недостатки:

  • Расхождение элементов;
  • Низкая прочность;
  • Долгая укладка.

Но, стоит отметить, что эти недостатки больше связаны не с самой плиткой, а с ее укладкой, и профессионализмом тех, кто этим занимался. Также причиной неприятного впечатления может стать качество. Например, купить тротуарную плитку в Талдоме несложно, а вот найти производителя, полностью отвечающего за качество своей продукции сложнее. Дело в том, что производство заливной плитки довольно простой процесс, и мини фабрик, занимающихся ее изготовлением сотни, и далеко не все из них соблюдают нормативы.

Укладка

Укладка тротуарной плитки процесс несложный, но кропотливый. Его вполне можно выполнить своими руками, и для этого не потребуются какие-то особые навыки. Главное запастись терпением и не упускать важные моменты.

Укладка покрытия производится на песчаную подушку, а точнее на смесь песка и цемента в пропорции 1:4. В первую очередь необходимо подготовить основание.

Этап первый: подготовка

тротуарная плитка, подготовка, укладка

Для начала размечается территория и устанавливаются маркеры. Это обычные колышки, между которыми по необходимому уровню натягивается нить. Эта нить будет служить ограничителем и именно от нее производится укладка.  Далее устанавливают бордюры нужной высоты, и между ними засыпается подушка. Чем толще слой подложки, тем лучше, если же высота слишком большая, часть расстояния до поверхности можно компенсировать щебнем, который также будет выполнять функцию водоотведения. Последний этап подготовки – смачивание подушки водой для схватывания с плиткой.

Этап второй: укладка

тротуарная плитка, укладка

Плитка укладывается на подготовленную подушку и простукивается резиновым молотком до необходимого уровня. Сегменты стыкуются максимально плотно, и главная задача мастера строго соблюсти уровень первого ряда. Остальные ряды будут отталкивать уже от него.

Важно! При производстве разметки необходимо учесть тот факт, что вода с покрытия должна куда-то стекать. Плитка редко укладывается строго по горизонтали и в большинстве случае имеет уклон в ту сторону, куда нужно отвести воду.

Если плитка хорошего качества, то не стоит бояться расколоть ее молотком или как-то повредить поверхность. Бетонные элементы даже заливного типа легко выдерживают такое воздействие и просто сильнее запрессовываются в подушку, создавая практически монолитное покрытие.

Этап третий: завершение

тротуарная плитка, просыпка швов

Последний этап – просыпка швов. Стройматериалы те же: цемент и песок, но в пропорции 1:2. Поверхность нового покрытия присыпается готовой смесью, после чего сметается веником. В результате все швы между сегментами заполняются. Вот, в принципе и все. Теперь можно еще раз полить поверхность водой, или оставить все как есть. Первый дождь сделает это за вас.

Заключение

Первая тротуарная плитка в знакомом нам виде появилась примерно в середине 70 годов прошлого столетия, но тогда использовалась она редко, и была сравнительно дорогим материалом. Но развивающиеся технологии и современные строительные материалы позволили существенно упростить процесс производства, и плитка стала самым недорогим и удобным покрытием. Она используется как в городском планировании, так и на частных приусадебных участках.

Но низкая цена далеко не единственное преимущество. Помимо этого плитка еще и самый простой в плане укладки материал, служащий очень долго, и даже в случае повреждения не требующий замены всего покрытия. Достаточно извлечь поврежденные сегменты и заменить их на новые. Такой ремонт будет стоить сущие копейки и не потребует больших финансовых вливаний.